Государственно-общественное управление в ДОУ
Государственно-общественное управление – это такое управление дошкольным образовательным учреждением, в котором сочетаются деятельность субъектов управления государственной и общественной природы.
Цель государственно-общественного управления образованием – оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства.
Система государственно-общественного управления образованием включает в себя:
- всех участников образовательного процесса,
- органы управления образовательного процесса органы государственного управления образованием;
- нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием;
- процедуры и механизмы их взаимодействия.
«ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ – ПОМОЧЬ ДЕТСКОМУ САДУ ОРГАНИЗОВАТЬ ДОСТОЙНЫЙ УКЛАД ЖИЗНИ»
Управление Учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом. Участие общественности, общественных и профессиональных организаций в управлении Учреждением осуществляется через органы государственно-общественного управления. Современное образование не может быть замкнутым. Образовательная практика должна соответствовать процессам, происходящим в обществе, реальным потребностям жизни.
Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное образовательное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Являясь государственным или государственно-общественным институтом, детский сад создаётся обществом для выполнения конкретных целей и поэтому выполняет его социальный заказ. На смену тоталитарному единоначалию во всех сферах жизнедеятельности образовательных учреждений, пришла общественно-государственная форма управления.
В дошкольных учреждениях общественное управление представлено следующими органами:
1. Общее собрание коллектива.
2. Педагогический совет.
3. Родительское собрание.
4. Родительский комитет.
Управление Учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления являются -общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов государственно-общественного управления Учреждения и их компетенция определяются Уставом МБДОУ №6 с.Карман-Синдзикау
Все участники образовательного процесса составляют коллектив Учреждения. Полномочия коллектива Учреждения осуществляются общим собранием трудового коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей состава работников Учреждения.
Общее собрание осуществляет общее руководство учреждением, представляет полномочия трудового коллектива. Решения общего собрания учреждения, принятые в пределах его полномочий и в соответствии с законодательством, обязательны для исполнения администрацией, всеми членами коллектива.
На заседание Общего собрания могут быть приглашены представители Учредителя, общественных организаций, органов муниципального и государственного управления. Лица, приглашённые на собрание, пользуются правом совещательного голоса, могут вносить предложения и заявления, участвовать в обсуждении вопросов, находящихся в их компетенции. Общее собрание проводится не реже 2 раз в календарный год.
Для рассмотрения основных вопросов образовательного и воспитательного процесса в Учреждении действует Педагогический совет. Педагогический совет– постоянно действующий коллегиальный орган управления педагогической деятельностью Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, повышения профессионального мастерства педагогических работников, в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики. Принимая основные направления деятельности в организации образовательного процесса, в т.ч. и дополнительных услуг, педсовет тем самым определяет их предложение на рынке образовательных услуг. Педагогический совет взаимодействует с органами самоуправления ДОУ по вопросам функционирования и развития учреждения, вносит предложения по содержанию, способам, системе средств воспитания и обучения, режиму своего функционирования в системе самоуправления.
В состав Педагогического совета входят заведующий, все педагоги Учреждения. В нужных случаях на педагогический совет приглашаются медицинские работники, представители общественных организаций, учреждений, родители. Представители Учредителя, необходимость их приглашения определяется председателем Педагогического совета. Приглашённые на заседание Педагогического совета пользуются правом совещательного голоса. Председателем Педагогического совета является заведующий - руководитель Учреждения.
Заседания Педагогического совета созываются не реже одного раза в квартал в соответствии с планом работы Учреждения. Заседания Педагогического совета оформляется протоколом. Решения Педагогического совета принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих. При равном количестве голосов решающим является голос председателя Педагогического совета.
Педагогический совет взаимодействует с другими органами самоуправления Учреждением – Общим собранием, родительским комитетом:
- через участие представителей Педагогического совета в заседаниях Общего собрания, родительского комитета Учреждения;
- через представление на ознакомление Общему собранию и родительскому комитету материалов, разработанных на заседании Педагогического совета;
- через внесение предложений и дополнений по вопросам, рассматриваемым на заседании Общего собрания и родительского комитета Учреждения.
Родительское собрание– коллегиальный орган общественного самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. В состав Родительского собрания входят все родители (законные представители) воспитанников, посещающих Учреждение. Родительское собрание осуществляет совместную работу родительской общественности и Учреждения по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития Учреждения, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива Учреждения по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников.
Родительское собрание:
- выбирает родительский комитет;
- изучает основные направления образовательной, оздоровительной и воспитательной деятельности в Учреждении (группе) вносит предложения по их совершенствованию;
- заслушивает вопросы, касающиеся содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования педагогической деятельности Учреждения (группы);
- принимает информацию заведующего, отчёты педагогических и медицинских работников о состоянии здоровья детей, о ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результаты готовности детей к школьному обучению;
- заслушивает информацию воспитателей групп, медицинских работников о состоянии здоровья детей группы, ходе реализации образовательных и воспитательных программ, результаты готовности детей к школьному обучению, итогах учебного года;
- вносит предложения по совершенствованию педагогического процесса в Учреждении (в группе).
В необходимых случаях на заседание Родительского собрания приглашаются педагогические, медицинские и другие работники Учреждения, Уполномоченный по защите прав ребёнка, представители общественных организаций, учреждений, родители, представители Учредителя.
Общее родительское собрание собирается не реже 2 раз в год, групповое родительское собрание – не реже 1 раза в квартал. Решение Родительского собрания принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих. Родительское собрание взаимодействует с Родительским комитетом Учреждения. Заседания Родительского собрания оформляются протоколом.
В качестве органов самоуправления в Учреждении действует Родительский комитет. Родительский комитет– постоянный коллегиальный орган самоуправления Учреждения, действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. В состав Родительского комитета входят по два представителя родительской общественности от каждой группы Учреждения.
Родительский комитет Учреждения:
- обсуждает Устав и другие локальные акты Учреждения, касающиеся взаимодействия с родительской общественностью, решает вопрос о внесении в них необходимых изменений и дополнений;
- координирует деятельность групповых родительских комитетов;
- заслушивает доклады , информацию представителей организации и учреждений, взаимодействующих с Учреждением по вопросам образования и оздоровления воспитанников, в том числе о проверке состояния образовательного процесса, соблюдения санитарно – гигиенического режима Учреждения, об охране жизни и здоровья воспитанников;
- вместе с заведующим Учреждением принимает решение о поощрении, награждении благодарственными письмами наиболее активных представителей родительской общественности.
Заседание Родительского комитета созывается не реже 1 раза в квартал. Решение принимается открытым голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей присутствующих.
Родительский комитет организует взаимодействие с другими органами самоуправления Учреждения, Общим собранием Учреждения, Педагогическим советом, Управляющим Советом Учреждения.
Заседания Родительского комитета оформляется протоколом.
Непосредственное управление Учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию Заведующий. Заведующий назначается приказом Учредителя.
Между Учредителем и Заведующим заключается трудовой договор, в котором предусматриваются права и обязанности заведующего Учреждением, показатели эффективности и результативности его деятельности, условия оплаты труда, срок действия трудового договора, условие о расторжении трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Общество, выступая как партнер, в многообразном процессе воспитания и обучения дошкольников, не только формулирует социальный заказ образованию, но и разделяет ответственность за состояние образовательного процесса в дошкольном учреждении. Партнерство коллектива Учреждения, родителей, в целях образования оказывает долгосрочное воспитательное воздействие на дошкольников, подавая детям практический пример и формулируя ценности и традиции социально-ориентированной инициативы.
Взаимодействия органов общественного управления позволяет проследить их взаимодействие и взаимовлияние, а так же способствует усилению роли общественности в решении проблем образования, что является одной из главных тенденций развития образования, как открытой государственно-общественной системы.
Структура и органы управления МБДОУ 6.pdf
Положение об общем собрании трудового коллектива МБДОУ № 6
Положение о педагогическом совете.pdf
Положение о родительском комитете.pdf
Структура и органы управления ДОУ
Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Управление МБДОУ осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель — заведующий МБДОУ д/с №6 "Ручеек" Э.С.Касаева., которая осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
Юридический адрес: Дигорский район, с.Карман-Синдзикау, ул.К.Хетагурова 135 Б"
Официальный сайт: https://ursdon6.irdou.ru
Электронная почта: elza.kasaeva@mail.ru
Телефон: 8(86733)97-1-92
Структурное подразделение (филиал) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №6 "Ручеек"
Заведующий филиалом Бекоева Лидия Георгиевна
Юридический адрес: Дигорский район, с.Кора-Урсдон, ул.К.Маркса 30
Официальный сайт: https://ursdon6.irdou.ru
Электронная почта: lidabekoeva1962@mail.ru
Телефон: 8(86733)97-4-78
Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются Уставом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Родители (законные представители) детей, посещающих детский сад, в рамках работы Родительского комитета обеспечивают постоянную и систематическую связь детского сада с родителями (законными представителями), содействуют руководству дошкольного учреждения: в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья детей, свободного и гармоничного развития личности ребенка; в защите законных прав и интересов детей; в организации и проведении массовых воспитательных мероприятий, содействуют педагогической пропаганде для успешного решения задачи всестороннего развития детей дошкольного возраста
На схеме представлена четырехуровневая организационная структура. На первом уровне управления находится Учредитель, в компетенцию которого входит круг вопросов, связанных с определением ориентиров образовательной, кадровой, финансовой политики учреждения и т.п.
На втором уровне – уровне руководителя – функционируют такие органы самоуправления, как педагогический совет, профсоюзный комитет, общее собрание трудового коллектива. Заведующий детским садом обеспечивает материальные, организационные, правовые социально-психологические условия для реализации педагогического процесса. Педагогический совет является высшим органом управления педагогической деятельности. Профсоюзный комитет и собрание трудового коллектива регулируют социально-трудовые отношения, устанавливают согласованные с руководителем меры по усилению социальной защищенности сотрудников детского сада. Родительский комитет обеспечивает постоянную связь ДОУ с родителями.
Третий уровень управления – уровень руководителей функциональных служб, к которым относятся административно-хозяйственная служба.
Завхоз отвечает за сохранение здания ДОУ и имущества, организует материально-техническое снабжение, обеспечивает чистоту и порядок в ДОУ и на участке, противопожарную охрану и организацию обслуживающего персонала.
Четвертый уровень управления осуществляют воспитатели и обслуживающий персонал. Важным является согласование всех уровней управления, взаимодействие с коллегиальными органами. Это способствует достижению целей, поставленных перед работниками ДОУ.
- Педагогический совет;
- Профсоюзный комитет;
- Общее собрание трудового коллектива;
- Общее родительское собрание, родительский комитет.
С
Деятельность структурных подразделений в МБДОУ
|
Структурное подразделение ДОУ
|
Цели и задачи,
содержание деятельности
|
Члены структурного
подразделения
|
Заведующий МКДОУ
|
Заведующий ДОУ несет ответственность за руководство образовательной, воспитательной работы и организационно-хозяйственной деятельностью ДОУ. Права и обязанности заведующего ДОУ, его компетенция в области управления определяются в соответствии с законодательством об образовании и уставом ДОУ
|
АУП, педагогические работники,
УВП и МОП
|
Педагогический совет
|
Выполнение нормативных документов по дошкольному воспитанию РФ. Утверждение годового плана работы и программного развития ДОУ. Обсуждение и выполнение государственного образовательного стандарта.
Повышение уровня воспитательно-образовательной работы с дошкольниками.
Внедрение в практику работы ДОУ достижений педагогической науки. Повышение педагогического мастерства педагогов, развитие их творческой активности и взаимосвязи.
|
Заведующий
Старший воспитатель
Специалисты
Воспитатели
|
Общее собрание трудового коллектива
|
Осуществление общего руководства ДОУ. Содействие расширению коллегиальных, демократических форм управления и воплощения в жизнь государственно-общественных принципов. Утверждение нормативно-правовых документов ДОУ.
|
Все работники ДОУ
|
Рабочая группа
|
Оказание помощи в организации воспитательно-образовательной работы, творческой активности педагогов.
Внедрение в педагогический процесс новых форм работы с детьми.
|
Специалисты и
воспитатели ДОУ
|
Родительские комитеты групп
|
Обеспечение постоянной взаимосвязи детского сада с родителями. Осуществление помощи ДОУ для функционирования.
|
Родители от групп.
|
Профсоюзный комитет
|
Представление защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов коллектива. Разработка и согласование нормативно-правовых документов ДОУ, имеющих отношение к выполнению Трудового законодательства. Контроль над их соблюдением и выполнением.
|
Члены коллектива
|